Встреча с Артуром Митчеллом

Конференц-зал забит полностью. Лекция уже началась, но в аудиторию вносят всё новые и новые стулья.

3 апреля 2012 года в РГГУ прошла встреча со знаменитым чернокожим танцовщиком Артуром Митчеллом и членами труппы «Гарлем-балет» Лорейн Грейвз и Гомером Брайаном. В рамках своего визита в Москву и Санкт-Петербург они провели танцевальный мастер-класс и приняли участие в нескольких семинарах.

Трудно поверить, что Артуру Митчеллу недавно исполнилось 78 лет. У него тонкие запястья, идеальная улыбка и невероятная харизма. Он держит себя просто, на вопросы отвечает с юмором — но за легкостью общения ощущается внутренний огонь и удивительная сила воли. Это человек, который всю сознательную жизнь преодолевал не только себя, но и стереотипы общества, в котором он жил и работал. «Я всегда был готов бороться», говорит Митчелл, рассказывая про свою работу в NYC Ballet и далее. Слишком поздний возраст для начала балетной карьеры, «не тот» цвет кожи — чтобы добиться успеха, было мало простого упорства. Мальчик из Гарлема должен был стать лучшим. И ему это удалось.

Митчелл начинал покорять американскую сцену в то самое время, когда в стране разворачивалась борьба за гражданские права. В юности он, росший без отца, получил грандиозную поддержку Балланчини, которого называет своим «Godfather» — крестным отцом. Но не все люди, с которыми сталкивался танцовщик, были настолько же приветливы и этичны. Порой случались диалоги вроде «Да вы негр!» — «Я в курсе». Митчелла было не остановить. «Я сказал себе: «Я делаю это ради моей матери, моего народа и ради самого себя. Я буду танцевать».

Артур Митчелл стал первым чернокожим танцором, появившимся на телеэкране в паре со светлокожей танцовщицей (Сюзан Фарелл), и это был настоящий бум, настоящий взрыв всех блоков и конструкций, которые десятилетиями воздвигались в сознании людей. Позже он пошел дальше: открыл свою балетную школу, принимавшую афро-американцев, где преподавали не только традиционный балет, но и современный танец.

Митчелл вспоминает первые месяцы существования школы: июль 1968-го, 2 преподавателя и тридцать юных танцовщиков. Вспоминает Балланчини — как гения и как человека, сложного и интересного. Вспоминает слом культурной блокады между США и Южной Африкой и слезы в глазах Нельсона Манделы, встретившего Митчелла за кулисами спектакля.

Когда лучше узнаёшь эту историю, кажется неудивительной искренняя любовь участников труппы к этому удивительному человеку. «Дело, которое он начал, превратилось в целое культурное движение», говорит Гомер. «Если бы не он, нас бы здесь не было» — отзывается Лорейн. «Они называют меня контнолируемым маньяком» — смеётся Митчелл и оставляет студентам напутствие: «Если кто-то скажет вам, что вы на что-то не способны — не слушайте. «Мне это Митчелл сказал» — так им и ответьте».

Реклама